Иногда случается так, что у владельца возникает необходимость снять земельный участок с кадастрового учета. Законодательство не запрещает такие действия, однако процедура довольно сложная и запутанная, и требует от заявителя строгого соблюдения порядка действий.
В данной статье мы рассмотрим, как происходит снятие с кадастрового учета земельного участка, какие основания должны быть для этого, а также возможные проблемы и ограничения, с которыми можно столкнуться.
Основания для снятия земельного участка с кадастрового учета
Земельный кадастр – это большая база данных, где хранится информация о каждом участке по всей стране. Каждому земельному наделу присвоен уникальный номер-идентификатор, указана площадь, владелец (владельцы) и т.д. На основании данных Госкадастра собственник также платит налог на землю, потому и возникает необходимость снять участок с учета – если использовать его по назначению по той или иной причине невозможно, платить деньги впустую никому не хочется. Существует всего несколько ситуаций, которые дают возможность собственнику снять земельный участок с государственного кадастрового учета:
- раздел участка на несколько новых – процедура раздела земли, находящейся в общей собственности, предусматривает в том числе снятие исходного земельного надела с учета и последующую регистрацию новообразованных участков. Таким образом, это может быть основанием для снятия земли с регистрации в Госкадастре;
- слияние нескольких участков в один – процедура, противоположная описанной выше, однако она также предусматривает предварительное снятие участков с регистрации и последующую регистрацию объединенного участка. Это также является основанием для инициализации процедуры снятия земли и учета в Государственном кадастре;
- уничтожение участка или существенное изменение его свойств – в результате военных действий, техногенных или природных катастроф, других негативных факторов земля может быть повреждена и непригодна для использования в том качестве, в котором она использовалась ранее. В этом случае владелец также имеет право снять участок с учета, поскольку он утратил свои качества;
- не были оформлены права собственности на временный участок – если с момента постановки земли на учет прошло больше 2 лет, и за это время владелец не оформил права собственности, участок может быть снят с учета.
Другие обстоятельства не могут быть достаточными для проведения указанной процедуры.

Хотите снять земельный участок с кадастрового учета?
Получите консультацию адвоката: +7 (962) 953-88-11
Порядок снятия земельного участка с государственного кадастрового учета
Существует установленный порядок снятия участка с регистрации, который включает такие действия:
Первый этап – это подготовка бумаг, которые позволят осуществить всю процедуру. Понадобятся такие документы:
- подтверждение прав собственности на участок – свидетельство установленного образца;
- правоустанавливающие документы – основания для оформления прав собственности. Это может быть договор дарения, купли-продажи, вступление в наследство и т.д.;
- выписка из Госкадастра со всеми актуальными сведениями об участке – индивидуальный кадастровый номер, расположение, площадь, наличие обременений и пр.;
- заявление, заполненное на бланке установленного образца, где указывается причина снятия с регистрации, данные заявителя, а также формат получения выписки о снятии с учета (электронный или письменный);
- подтверждение личности заявителя (паспорт).
Собранные бумаги нужно передать в Госкадастр по месту нахождения участка. Сделать это можно, непосредственно посетив отделение, направить документы по почте или воспользовавшись сайтом госкомпании или услугами МФЦ, если это поддерживается в вашем регионе. Также необходимо оплатить госпошлину за услуги регистратора, и приложить подтверждение оплаты (квитанцию).
В течение максимум 20 дней, которые нужны на проверку поданных документов и внесение изменений, представители Госкадастра выполнят все необходимые действия и подготовят выписку о сделанных изменениях. С этого момента участок считается снятым с учета. После удаления сведений об участке он больше не может быть объектом правоотношений, у него не может быть официального владельца, участок не может передаваться или продаваться и т.д.
Кроме положительного результата, в снятии могут и отказать. Причины бывают разные, но наиболее часто встречаются такие:
- заявитель не является владельцем участка или его законным представителем, а значит, не имеет права выполнять такие действия;
- неправильно подготовлены документы – ошибки в заявлении, неточности в выписках, неполный пакет документов;
- причины для снятия с учета не являются достаточными – участок не уничтожен, не делится на несколько и не сливается с другими, а также не находится на временной регистрации;
- не были устранены проблемы, на которые указывали при подаче заявления – если ранее работники Госкадастра указывали на ошибки в документах или другие несоответствия, но коррективы не были внесены.
Что делать, если получен отказ, но вы считаете, что все сделали правильно и имеете основания для снятия участка с учета? Поможет в такой ситуации только обращение в суд. Подготовьте исковое заявление, изложите все обстоятельства дела, приложите пакет документов, включая официальный отказ Госкадастра и подайте его в местное отделение суда общей юрисдикции. Если аргументы будут достаточными, и суд сочтет действия регистратора неправомерными, данные о земельном наделе будут удалены из Государственного Кадастра, и в качестве подтверждения можно будет получить соответствующую выписку. Чтобы уладить дело как можно быстрее, воспользуйтесь помощью адвоката по земельным делам.
Заключение
Для того чтобы снять участок с учета, необходимо иметь основания, подготовить документы и обратиться в местное отделение Госкадастра. В большинстве случаев заявка будет удовлетворена, а в случае отказа можно обращаться в суд.